Полезное



Чиновник, закон и пресса – «любовный» треугольник без общих вершин

Разное : 8 декабря 2010

Чиновник, закон и пресса – «любовный» треугольник без общих вершин, 8 декабря 2010

Уже три месяца не прекращается активная война между изданием «Крым сегодня» и мэром города Саки Олегом Клюем. В октябре неизвестные распространили в Саках «черную копию» газеты, полную выдумок об участниках предвыборной гонки. За месяц до того градоначальник подал иск против редакции за публикацию острых материалов о горсовете, якобы не соответствующих действительности. К сожалению, правоохранительная система оказалась противником СМИ: суд обязал учредителя выплатить компенсацию и дать опровержение, а милиция отказывается расследовать дело о «двойнике» газеты.

Не в лоб, так по лбу

Перед местными выборами в Саках появился «очередной номер» газеты «Крым сегодня», среди материалов которого были статьи, повествовавшие о кандидате в мэры, требовавшем сноса памятника Ленину и строительства мусоросжигающего завода, о мифической «любовной связи между Олегом Клюем и Аллой Пугачевой». Редакция обратилась в милицию с просьбой найти и наказать виновных в распространении «двойника».

— Было написано в милицию заявление, его приняли, но потом никакой реакции не последовало, — сетует главный редактор «Крым сегодня» Андрей Крисько. – В ноябре наш учредитель стал депутатом, написал запрос, на который милиция должна была ответить до третьего декабря, но не сделала этого. Сегодня, восьмого декабря, учредитель встретился с начальником городского отделения МВД, тот сказал: если вы так настаиваете, то пишите еще раз заявление, кого подозреваете – и давайте начнем что-то делать.

— Несмотря на истекшие сроки, они так и не отреагировали на заявление о возбуждении уголовного дела по факту выхода фальшивого номера в печать, — констатирует учредитель Олег Соколов. — Не отвечают они и на информационные запросы редакции о судьбе заявления.

Расследование инцидента интересно тем, что может вывести на реальных заказчиков диверсии. По мнению Соколова, ущерб от распространения фальшивого номера и удара, нанесенного репутации издания, выгоден постоянным героям публикаций. Можно предположить, как мэру, так и бывшим и вновь избранным депутатам горсовета. В заявлении (текстом которого располагает «КЭ») редакции говорится: «Этот случай можно смело относить к новым методам борьбы со свободой слова в стране. Медиа-сообщество уже научилось бороться с административным давлением власти, угрозами, темниками и прочими формами воздействия. Теперь в ход идут экономические и информационные приемы, подрывающие доверие читателей к «неугодной» газете».

— Мы неоднократно публиковали журналистские расследования, посвященные злоупотреблениям местной власти, в том числе и в земельной сфере, — подчеркивает Соколов.

— После того, как появилась фальшивка, мы проверили, насколько снизились продажи. В середине ноября на треть меньше читателей стали нас покупать: если продавалось три тысячи экземпляров, то сейчас две тысячи, — рассказывает главред. – Читатели по-разному отнеслись к происшествию. Мы их сразу проинформировали на страницах газеты. Но те, кто задумал черный пиар, рассчитывали на нашу реакцию: по городу расклеили объявления «Внимание! Фальшивый выпуск!». И вместо фальшивки на фотографии поместили настоящий номер, где сообщалось о «двойнике».

Городской голова в неудоумении: кому из горсовета или исполкома надо заниматься подобными делами? Да и журналисты не занимаются расследованиями, коих, по мнению Олега Клюя, нет.

— Издатель берет какой-то факт и по-своему его перекручивает, — уверен мэр. – Что такое расследование? Человек получает информацию, ищет подробности, выявляет факты, и говорит, что там или там случилось такое-то. Если есть состав преступления, то обращается в правоохранительные органы. В этой газете факты перекручены: например, они восемь раз писали о том, что продан пионерский лагерь имени Титова, инициатором являлся такой-то человек. Мы ему (Соколову – Авт. ) говорим: лагерь никогда не продавался, он исключен из списков на приватизацию – детское учреждение всегда будет в коммунальной собственности. Знаете, что издатель говорит? «Ну, и что? Для меня газета – это бизнес». У него спрашиваю: сколько ты зарабатываешь? Он отвечает: мне платят не за распространение и издание газеты, а за то, что я размещаю такие статьи.

Кроме того, продолжает ликбез по законодательству в сфере масс-медиа Олег Клюй, если информация – недостоверная, она подлежит обязательному опровержению по обращению заинтересованного лица.

— За все время существования газеты «Крым сегодня» учредитель ни разу не опубликовал опровержение, — возмущен чиновник. – Во время очередных разбирательств он сказал, что к нему никто не обращался.

«Вам хочется по судам ходить – я вам организую»

Обвинять исключительно мэрию, думаем, не стоит: у Олега Клюя, пожалуй, достаточно недоброжелателей, они могли накануне выборов ударить по нему с помощью подделки «Крым сегодня» — одного из жестких оппонентов градоначальника.

— Эта версия звучала в разговоре с начальником милиции, но, оценивая ситуацию в городе, мы пришли к выводу: серьезных конкурентов, кроме нашего учредителя, у Клюя нет, — настаивает Крисько. – Все, кто оппонировал ему, либо стали с ним хорошими друзьями, либо покинули город в поисках лучшей жизни – Олег Васильевич (Клюй – Авт.) человек злопамятный, и ни кому не хочется стать его противником.

Впрочем, голова имеет свое мнение, почему издание сделало его главным врагом: во-первых, политическая конкуренция на местных выборах, во-вторых, обычная месть.

— Думаю, потому, что учредитель «Крым сегодня» являлся кандидатом на пост городского головы, а потому это одна из предвыборных технологий: оплевать, полить грязью основного претендента и ввести в заблуждение своих избирателей, — заверяет Клюй. – Соколов проиграл – за меня проголосовало больше избирателей, чем за всех оппонентов вместе взятых. У него, наверное, личная обида, вот и мается дурью. Других вариантов я не вижу.

О личном отношении сакского градоначальника к журналистам «Крым сегодня» можно судить по аудиозаписи, размещенной в интернете в сентябре прошлого года. Человек с голосом, похожим голос городского головы, отвечает на вопросы журналиста: «Я ничего делать не буду вообще – вы дурью маетесь, вы х*… пишете всякую… Вам хочется по судам ходить – я вам организую».

— Конфликт между нами достаточно серьезный – мы уже больше года их критикуем, — говорит Андрей Крисько. – Началось с того, что власть не давала работать инвалидам, потом всплыли финансовые нарушения, коррупционные дела. К примеру, предоставление в аренду помещений членам исполкома. Публикации вызывали очень большое неудовольствие городских властей.

Заклевать и засудить

Впрочем, личная неприязнь к газете обострилась у Олега Клюя в сентябре, когда он и городской совет подали в Сакский районный суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Отметим, бороться городской голова решил с инвалидом – учредителем средства массовой информации, председателем Сакской организации инвалидов «Товарищ» Олегом Соколовым.

Решением суда первой инстанции требования Клюя и городского головы, посчитавших себя оскорбленными, удовлетворены частично: в их пользу постановили истребовать по пятьсот гривен (вместо двадцати тысяч – Авт. ) каждому и опубликовать опровержение. По данным Бюро судебной информации, все остальные претензии – изъять непроданные экземпляры с «недостоверной информацией» и запретить публикацию сведений о городской власти — суд отклонил. Ответчик подал апелляцию, ее рассмотрение состоится тринадцатого декабря. Всего чиновники закидали Фемиду несколькими десятками исков – ни один из них не выигран.

Вообще, интересно: почему градоначальник обрушился именно на прессу, а не на спикера Верховного Совета Крыма Владимира Константинова, напрямую поинтересовавшегося у Клюя: «Что вы вообще можете?». Почему весной градоначальник не «наезжал» на протестовавших, сжегших у горсовета чучело мэра в знак протеста против строительства торгово-развлекательного центра перед храмом святого пророка Илии? Отчего мэр не подавал иски против газеты «Крымский телеграфъ», написавшей о том, как чиновник вместе с горсоветом отдали в частную собственность служебную квартиру вице-мэру Андрею Ивкину, как отдали три магазина зятю Клюя, выделили земельные участки депутатам – все чин чинарем, есть даже решения сессий. Уж не потому ли, что «Телеграфъ» принадлежит депутату Верховного Совета Крыма от Партии регионов Александру Мельнику?

Алексей ЛОХВИЦКИЙ

Добавить комментарий

Избранное ВКонтакте Mail.ru Twitter Facebook Livejournal

Комментарии пока не высказаны...

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Предлагаем Вам зарегистрироваться на портале Saki.ru.

Поиск новости

Санаторий "Саки"

Рекомендуем

Крымское ТВ

Реклама

Каталог туристических сайтов

Мобильная версия сайта
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности