Амет-Хан Султан

Опубликовано: 20 окт. 2020

Амет-Хан Султан20 октября 2020 года исполнилось 100 лет со дня рождения летчика-аса, дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана.

20 октября 1920 г. в Алупке в семье крымской татарки Насибе и выходца из Дагестана Султана Амет-Хана родился мальчик. В честь деда назвали его Аметом. В 1927-м Амет-Хан пошел в школу, окончил её в 17 лет. В те годы молодежь бредила самолетами, Амет-Хан исключением не стал и поступил в местный аэроклуб.

В 1939-го его призвали в армию и направили на учебу в старейшую в России Качинскую авиашколу в Севастополе. В конце 30-х – начале 40-х учеба проходила по ускоренной программе, и уже через полтора года младший лейтенант Амет-Хан Султан прибыл для прохождения службы в 4-й истребительный авиаполк.

Прошел путь от летчика до командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиаполка. 31 мая 1942 года совершил под Ярославлем свой первый воздушный таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88».

Израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил на «Харрикейне» вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88». При ударе «харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «юнкерсе». Летчику удалось выбраться из кабины своего самолета и прыгнуть с парашютом. За подвиг в небе над Ярославлем он был награжден орденом Ленина, а в 2010 году в Ярославле установлен памятник этим событиям.

В 42-м участвует в Сталинградской битве в составе сборной советских летчиков, созданной для противодействия немецким асам. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта. В 44-м Амет-Хан в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, принудительно сажают на свой аэродром немецкий связной самолет «Шторх». После беглого знакомства с кабиной незнакомой машины Султан поднимает ее в небо.За тактику атаки противника с высоты командующий 8-й воздушной армией генерал Хрюкин разрешил Амет-Хану Султану нарисовать на фюзеляже своего самолета орла.Победу Амет-Хан встречает в боях за Берлин: 29 апреля 1945 года над аэродромом «Темпельхоф» летчик сбивает немецкий «Фокке-Вульф 190».

В феврале 1947 года Амет-Хан Султан принят летчиком-испытателем Летно-исследовательского института в Жуковском. За короткий срок он выдвинулся в число лучших. В 1949 году ему присвоен третий класс летчика-испытателя, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится летчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания. На самолете Ту-2 проводит первую в Союзе полностью автоматическую дозаправку в воздухе. За мужество и выдержку в ходе испытаний получил Сталинскую премию.

Амет-Хан Султан погиб 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен Амет-Хан в Москве на Новодевичьем кладбище.

В списке военных побед Амет-Хана три десятка самостоятельно сбитых самолетов противника, 19 в группе — за 603 боевых вылета и 150 воздушных боя.

За беззаветное служение Родине, бесстрашие в борьбе с фашизмом, за боевые заслуги и подвиги Султана удостоили следующих высших советских наград: три ордена Ленина; орден Александра Невского; орден Красной Звезды; орден Отечественной войны I степени; три ордена Красного Знамени.

Два раза, в 1943 и в 1945 годах, Султану присваивали звание Героя Советского Союза.

Автор: Музей краеведения Саки

Обсудить рассказ

Рекомендуем

Крымское ТВ

Реклама

Каталог туристических сайтов

Мобильная версия сайта
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru LiveInternet
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности