|
Опубликовано: 27 октября 2025 В октябре 2025 года исполнилось 110 лет со дня соединения Евпатории и Саки с Симферополем железной дорогой. 21 октября 1915 года было завершено строительство железнодорожной линии протяжённостью 54 версты (~57,6 километр) от станции Сарабуз (с 1945 года она называется Остряково) до Евпатории (станция Евпатория–Товарная). «Необходимо провести изыскания»Между прочим, за полтора года до этого, в мае 1914-го, на несколько месяцев раньше, чем в бывшем губернским центром Симферополе, в Евпатории открыли трамвайное движение. Направление первого маршрута, по которому трамвай, кстати, передвигается до сих пор, предложил тогдашний градоначальник Семён Дуван (1870–1957). Но куда острее для полноценного функционирования была у курортного города необходимость в других рельсах, о прокладке которых речь велась ещё с конца XIX cтолетия. Например, в мае 1898 года уездная земская управа через начальника губернии ходатайствовала о предоставлении Владимиру Ивановичу Зейлигеру концессии для постройки и последующей эксплуатации рельсового пути с механическим двигателем между Евпаторией и Симферополем. Своё ходатайство управа объясняла тем, что отдыхающие, едущие в летний сезон в Сакскую или Мойнакскую грязелечебницы либо на морские купания в Евпаторию, не могут добраться до места отдыха и лечения из-за отсутствия шоссейной дороги (в дождливую погоду сообщение с Евпаторией по грунтовой дороге и вовсе прекращалось). Попутно обсуждалась возможность строительства между городами трамвайных путей. В январе 1900 года в Евпаторию наконец поступило официальное письмо из Министерства внутренних дел, в котором отмечалось: «Препятствий к утверждению договора с господином Зейлигером быть не может, но необходимо провести изыскания». Владимир Зейлигер, прибывший из северной столицы в Евпаторию, чтобы начать изыскательские работы, потребовал от земской управы ходатайства перед губернской администрацией о гарантиях и разрешениях проложить трамвайные пути через тогда ещё деревню Саки (чтобы, в случае если государство начнёт строительство железнодорожного пути в Евпаторию, тот миновал Саки). Однако и спустя шесть лет проект Зейлигера «к устройству трамвайного рельсового пути между Симферополем и Евпаторией» остался проектом. От предпринимателя потребовали устройства подъездных путей и других атрибутов полноценной железной дороги. Не обошлось без цесаревичаК 1913 году строительство железнодорожного пути в Евпаторию стало необходимым не только для туристов: надёжная транспортная сеть, соединяющая курорт с общей сетью Российских железных дорог, способствовала бы развитию в городе торговли, транспортировки товаров и созданию в Евпатории коммерческого порта. Как ни удивительно, не последнюю роль при принятии высочайшего решения о строительстве железной дороги между Симферополем и Евпаторией сыграли лечебные свойства грязи Сакского озера. По воспоминаниям председателя Евпаторийской земской управы Семёна Дувана, в ноябре 1913 года на приёме в Ливадийском дворце император Николай II признался, что «здоровье цесаревича быстро восстанавливается» и «в значительной степени этому способствовали грязевые ванны, для которых доставлялись сакские минеральные грязи». В ответ на это Дуван попросил государя способствовать строительству железной дороги в Евпаторию. Постановление Совета министров о постройке железнодорожной линии Сарабуз – Евпатория было высочайше утверждено в апреле 1915 года. За счёт кредитов военного времени (шёл первый год Первой мировой войны) на постройку было ассигновано два миллиона рублей, не считая стоимости рельс и подвижного состава. Тогда же стартовали работы. Будущая линия была разделена на три перегона. В то время как на первом перегоне от станции Сарабуз до станции Княжевичи (ныне станция Яркая) заканчивались земляные работы, на втором они только начинались. 20 августа 1915 приступили к укладке рельсового пути на первом перегоне. Укладка продвигалась вперёд со скоростью в среднем одна верста в день. Ветку длиной почти 58 км построили за три с половиной месяца и 21 декабря 1915 года открыли регулярное движение пассажирских и товарных поездов. Примечательно, что в мае того же года на берегу Мойнакского озера открыли Всероссийскую грязелечебницу имени цесаревича Алексея. Уже с 1 мая 1916 года установлено беспересадочное сообщение Москва–Евпатория и Петроград–Евпатория. А в июне 1916 года железнодорожную ветку для удобства отдыхающих продлили до Евпатории-Курортной (61 км), где выстроили пассажирский вокзал. Железная дорога дала мощный импульс развитию грязевого курорта и уже в 1916 году число отдыхающих в только Евпатории выросло почти в 3 раза. История Евпатории. P.S. Проблема проведения к Евпатории железной дороги имеет 50-летнюю историю. И была решена за несколько месяцев. К сожалению, до сих пор железнодорожная ветка от Остряково до Евпатории остаётся одноколейной, хоть её и электрофицировали. Автор: Василий Акулов Добавить комментарийКомментарииКомментариев пока нет.Добавить свой комментарий |
РекомендуемРеклама |